Чему обучают ребёнка в детском саду
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение для развития всех сфер личности человека, в том числе и для развития эмоционально-волевой сферы.
Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения — никуда от них ни деться. Но, нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Поэтому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека.
Эмоциональная – волевая сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение для развития всех сфер личности человека, в том числе и для развития эмоционально-волевой сферы.
Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения — никуда от них ни деться. Но, нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Поэтому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека.
Эмоциональная – волевая сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Детское художественное творчество - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух. Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.
Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
Как развивать творческие способности ребенка.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
• Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка).
• Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create - создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
- Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
- Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами - пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
- Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
- Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
- Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
В настоящее время очень огромный выбор игрушек для детей - ярких, красивых, необычных. Выбирай любую! Но всегда приятнее и интереснее сделать что-то своими руками. Поделки бывают разные, они различаются по степени сложности, времени изготовления, используемыми материалами, цели изготовления. Поделку можно придумать и сделать из чего угодно (обрезков ткани, пластиковых бутылок, пробок, старых СД - дисков, разнообразных материалов природного происхождения).
Сегодня речь пойдет о картонных рулончиках от туалетной бумаги. Картонные цилиндры являются замечательным материалом для творчества, и на основе которых, получаются забавные и неповторимые игрушки. Немного фантазии - и никто не догадается, из чего в действительности сделан ваш уникальный арт-объект. Игрушки будут красивые, яркие и оригинальные. Рулончик может превратиться во что угодно, например: цветы, бинокли, подставку для карандашей, вазу, домик, транспорт, различных животных, гирлянды, грибы, насекомых, кукол настольного театра.
Театральная игра - это один из самых доступных и понятных детьми вид искусства. Театральные игры позволяют решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммутативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству, поэтому важно в детском коллективе создавать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Для организации и поддержки интереса к театральной деятельности, нужно использовать не только игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но и изготовленные своими руками.
Выполняя творческую работу, дети приобретают дополнительные навыки, и конечно, когда вы «творец» или «созидатель», то появляется чувство собственной самостоятельности, защищенности.
Ребенок стесняется выступать? «Пусть возьмет куклу». Многие дети с удовольствием участвуют в спектаклях, надевают костюмы, говорят от имени сказочных персонажей. Однако для некоторых дошкольников выход на сцену - серьезное испытание. Чтобы помочь эмоционально «зажатым» детям, мы используем кукол, которых сделали своими руками.
Психологически «прячась» за игрушку, выступая от ее имени, ребенок становится более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примерять на себя разные модели социального поведения.
Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театральной имеет сюжетно - ролевая игра. Детей увлекают игры и являются переходными, текст используется более свободно, чем в театральной игре: увлекает самостоятельный сюжет, например: «Знакомство с профессиями», «Я знакомлюсь с ПДД», «Магазин», «Больница», «Незнайка и его друзья» и многие, многие другие. Именно наши куклы могут быть многофункциональными.
Таким образом, именно сюжетно - ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театральная игра. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности, и начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Тематика и содержание театральной игры имеет нравственную направленность, которая заключается в каждой постановке - это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают, корректируют поведение.
Для изготовления кукол настольного театра потребуются: ножницы, клей, рулончик, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага. Для украшения игрушки также используется бросовый материал: бисер, бусинки, остатки пряжи, остатки швейных ниток, кусочки паралона, синтепона, лента от магнитофонной кассеты, ленточки, «изображения лиц».
Этапы работы:
- Вырезать из светло-розовой бумаги полоску размером 15,5х3,5 см и приклеить «лицо».
- Вырезать из цветной бумаги полоску для платья (брюк), размером 15,5х6,5 см.
- Вырезать из желтой или другого цвета гофрированной бумаги полоски для волос (8,5х5см). Полоски необходимо нарезать «лапшой» и подкрутить карандашом.
- Вырезать из яркой цветной гофрированной бумаги «юбку».
- Для рук - вырезать из бумаги симметричные прямоугольники, размером 4х2,5 см, склеить в трубочки, получив маленькие цилиндрики.
Сборка куклы девочки:
- Приклеить розовую полоску с лицом, выравнивая верхний край заготовки по верхнему краю цилиндра, и основу для платья, выравнивая нижний край заготовки по нижнему краю цилиндра.
- Приклеить кукле волосы. Чтобы прическа была пышной, приклеить волосы в два, три уровня. (Можно сделать волосы из другого бросового материала).
- Надеть кукле юбку, собрать ее в «сборочку» и закрепить клеем на уровне талии, повязать пояс.
- Приклеить руки с рукавами к основе, внутрь рук вклеить ручки.
- Используя другой бросовый материал украсить куклу.
Сборка куклы мальчика:
- Приклеить розовую полоску с «лицом», выравнивая верхний край заготовки по верхнему краю цилиндра, и основу брюк, выравнивая нижний край заготовки по нижнему краю цилиндра.
- Приклеить волосы, подкрутив гофрированную бумагу карандашом (можно использовать другой бросовый материал).
- Наклеить рубашку из цветной бумаги, рубашка закрепляется клеем спереди.
- Приклеить руки с рукавами к основе, внутрь рук вклеить ручки.
- Используя другой бросовый материал украсить куклу.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности; стремления к познанию нового, запоминать слова героев; развивать зрительное, слуховое внимание, фантазию, воображение, дети знакомятся с окружающим миром. Занимаясь с детьми театрально-игровой деятельностью, делаем жизнь своих воспитанников интересной, содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями и образами.
В заключении можно сказать, что использование нетрадиционного материала в работе с детьми - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка в театрализованной деятельности, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Консультация для родителей
на тему: «Интеллектуальное развитие детей младшего
дошкольного возраста с помощью технологии блоков Дьенеша»
Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно- ориентированных умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности. На протяжении нескольких лет педагоги отдают предпочтение и эффективно используют дидактический материал, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешом -логические блоки. Это - универсальная технология, которая является одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. \
Золтан Дьенеш развил теорию «новой математики» и считал, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции - вплоть до работы с абстрактными системами и символами.
Золтан Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык - одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления. Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями.
Логические блоки - это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Основная цель и задача игр с блоками Дьенеша - помочь детям научиться выполнять логические операции - разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером, толщиной, развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление, самостоятельность и произвольность.
Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика Дьенеша именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов - в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить. Фактически, логические блоки - это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.
Набор состоит из 48 логических блоков разных:
цветов (красные, желтые синие)
форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)
размеров (большие и маленькие)
толщины (толстые и тонкие)
В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.
При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки - с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (желтый) и 11 - с отрицанием свойств (не - круглый) .
В процессе манипуляций с блоками дети установливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.) ; несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
Игра «Разноцветные странички»: Воспитатель показывает детям книгу с разноцветными страницами. Открывает красную страницу: Если красный помидор,
То поспел он, ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну а если красный нос -
Значит на дворе мороз.
Открывает жёлтую страницу:
Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит,
Жёлтые груши на ветках висят,
Жёлтые листья с деревьев летят.
Показывает синюю страницу:
В синем море - островок,
Путь до острова далёк.
А на нём растёт цветок -
Синий - синий василёк.
Ведущая обращает внимание детей на то, что наши фигуры тоже
разного цвета: красные, жёлтые, синие. Предлагает разложить фигуры в
ведёрки такого же цвета.
В младшей группе проводятся игры и упражнения, цель которых
освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру,
толщине. «Найди все фигуры, как эта», «Найди все фигуры, как эта по цвету
и форме». Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя,
чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок
строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы
(оперирование одним свойством, другой — чтобы не было рядом блоков,
одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий
— чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков
(оперирование одновременно тремя свойствами).
Игра «Найди фигуру»: Воспитатель предлагает детям взять фигуры из первого обруча. Просит детей, у которых большие фигуры попрыгать на месте, а детей, у которых маленькие фигуры покружиться на месте. Затем предлагает подойти ко второму обручу и взять блок в другую руку так, чтобы в руках были фигуры разной величины. Дети держат блоки в руках. Ведущий показывает фигуру, детям нужно показать (поднять вверх) фигуру другой величины.
Игра «Соберём урожай»: Дети отправляются в фруктовый сад, где растут яблоки, груши, сливы. Ведущий предлагает детям собрать урожай. Дети складывают в корзинки:
• Большие, красные яблоки
• Маленькие, синие сливы
• Большие, жёлтые груши.
Игра «Угощение для кукол». Блоки - это угощения для кукол, и можно предложить детям разделить угощение. Зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки, а мишки - только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Можно взять 4 игрушки - 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков - большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. После раскладывания фигур у малыша можно спросить - какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?
Игра «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, ребенок кладет желтый круг, следующей фигурой может быть или желтый, но не круг, или круг, но не желтый. Скажем, синий квадрат. Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.
Логические блоки Дьенеша, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники».
Применение блоков Дьенеша даёт возможность формировать все важные для умственного развития, и в частности для математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства.
Консультация для родителей
«Игры и упражнения с блоками Дьенеша»
Логические блоки Дьенеша.
Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:
цвету – синий, желтый, красный,
форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,
размеру – большие, маленькие,
толщине – тонкие, толстые.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый – тонкий»,«такой же», «не такой».
Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
- Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
- Развития творческих способностей
- Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
- Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Игры с блоками Дьенеша.
Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.
«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме).
-красные -большие -круглые
«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме).
-красные -большие -круглые
«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).
«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.
Игры и упражнения с блоками.
- Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
- Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).
- Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
- Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.
- Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
- На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).
- Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
- С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например: 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.
- Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.
- Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.
- Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.
Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:
- Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
- Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
- Страна блоков и палочек (4-7 лет)
- Лепим нелепицы (от 4 лет)
- Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
- Праздник в стране блоков (5-8 лет)
- Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).
Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. Радуйте себя и ребенка.